Обмен информацией между ГАИ, госисполнителями и нотариусами перекроет
лишь часть лазеек, которыми пользуются заемщики, чтобы вывести кредитные
машины из залога.
Автопарк залоговых авто теперь будет находиться под пристальным
контролем сразу нескольких госорганов. В ближайшее время ГАИ,
госисполнители и нотариусы начнут обмениваться информацией относительно
транспортных средств (соответствующий приказ Минюста и МВД Украины был
подписан в начале ноября). Согласно документу упомянутым ведомствам
будет открыт доступ к соответствующим базам данных и реестрам. ГАИ, в
частности, сможет беспрепятственно пользоваться информацией из Единого
реестра доверенностей и проверять все документы, выданные в отношении
транспортных средств. Государственные и частные нотариусы получат доступ
к Национальной автоматизированной информационной системе департамента
ГАИ, отлавливая там информацию о находящихся в розыске авто. Доступ к
этой системе также получат органы государственной исполнительной службы
(ГИС), действующие по решению суда. В свою очередь ГАИ сможет
пользоваться информацией из Единого госреестра исполнительных
производств. Таким образом, инспекторы будут знать обо всех транспортных
средствах, по которым госисполнителями вынесены постановления об
аресте, розыске, снятии ареста с имущества и т.д.
Отсутствие
взаимодействия между госорганами до сих пор приносило немало проблем,
прежде всего банкам. Подразделения ГАИ занимались розыском автомобилей,
объявленных в розыск подразделениями ГИС, спустя рукава. До недавнего
времени такие автомобили даже не заносились в специальную информационную
базу ГАИ «Угон» и свободно колесили по городу. «Автомобили, на которые
банки накладывали арест, могли свободно передвигаться. Даже в случае
взаимодействия собственников авто с органами ГАИ не возникало никаких
ограничений для их передвижения. То есть заемщик мог оставаться злостным
неплательщиком и продолжать свободно пользоваться автомобилем», —
констатирует директор департамента по работе с частными лицами, малым и
средним бизнесом Астра Банка Виталий Жихарцев. К тому же нерадивые
заемщики сплошь и рядом пользовались неразберихой, чтобы вывести авто из
залога. «МРЭО ГАИ, осуществляющие постановку на учет и снятие с учета
транспортных средств, не были подключены к Единому государственному
реестру отягощений движимого имущества. Это давало возможность должникам
без проблем снимать залоговые автомобили с учета и без разрешения банка
как залогодержателя продавать их третьим лицам», — рассказывает
директор департамента правовой защиты АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.
Немало
проблем возникало у банков и при аресте и изъятии залоговых автомобилей
у проблемных должников в рамках исполнительного производства.
«Находящиеся в залоге автомобили успешно разыскивались ГАИ только в двух
случаях: когда попадали в ДТП или когда банки их находили сами. Чтобы
обеспечить остановку такого авто для дальнейшего ареста и изъятия, банк
должен был способствовать одновременному присутствию на месте
предполагаемого пути передвижения должника и сотрудников ГАИ, и
государственного исполнителя, и эвакуатора. Только таким образом
удавалось остановить транспортное средство, арестовать его, изъять у
должника и передать на ответственное хранение третьему лицу», — поясняет
Александр Ярецкий.
Финансисты надеются, что после открытия
доступа к реестрам и начала обмена информацией работа госисполнителей и
ГАИ станет более эффективной, а статистика по розыску и взысканию
залоговых средств начнет улучшаться.
Хотя договор об обмене
информацией сможет залатать далеко не все бреши в законодательстве,
которые сейчас используют должники. Многие из них категорически не
желают расставаться со своими авто. Ведь в случае принудительной
реализации на торгах машины продаются по заниженным ценам. В итоге
заемщик лишается железного коня и при этом остается должен банку. «В
большинстве случаев неплательщики надеются со временем урегулировать
вопрос о погашении задолженности с кредитором. Поэтому они на время
прекращают пользоваться автомобилем. В этом случае место его нахождения
госисполнителю не известно и изъять его не представляется возможным», —
рассказывает старший партнер АК «Кравец, Новак и партнеры»
Ростислав Кравец. Еще одним скользким местом в законодательстве
остается процесс регистрации транспортного средства. При покупке нового
авто в кредит его регистрируют еще до выдачи займа. Ведь без
свидетельства о регистрации (права собственности на автомобиль)
невозможно оформление договора залога с обязательным нотариальным
заверением такой сделки. «В итоге МРЭО не фиксирует тот факт, что
автомобиль оформлен в кредит. Это оставляет лазейку недобросовестным
заемщикам и дает им возможность реализовать залоговый автомобиль», —
рассказывают в пресс-службе ВТБ Банка.
ТАТЬЯНА ОЧИМОВСКАЯ
Источник: http://www.antiraid.com.ua |