Оценка трансформаций в судебной системе,
осуществленных регионалами за последние два года, будет неизменно
связана с разного рода противоречиями.
Так, нынешняя власть впервые за долгие годы смогла создать механизмы для
реального привлечения судей к ответственности. Правда, при этом
регионалы умудрились недвусмысленно честно ответить на вопрос, во имя
чего все это было сделано: ради своих собственных разносторонних выгод и
прибылей или хоть немного во имя интересов украинского общества
Вчера исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по
правам человека Аркадий Бущенко раскритиковал положение дел в украинских
судах. «На наш взгляд, сейчас ситуация катастрофическая как с
независимостью судей, так и вообще с функционированием правосудия. А без
правосудия, которое функционирует надлежащим образом, никаких
разговоров о соблюдении и защите прав человека быть не может»,—
подчеркнул господин Бущенко.
По его словам, правозащитники уже высказывали свои замечания к
последней реформе судебной системы, которая «подорвала основы
независимости судей». «Высший совет юстиции (ВСЮ) получил чрезвычайные
полномочия по контролю за судебной властью. В судейской среде ВСЮ
получил название «судейское гестапо» — к сожалению, данный орган
использует власть именно для давления. Не для того, чтобы повышать
квалификацию или удалять судей, которые действительно не соответствуют
своей должности, а для того, чтобы оказывать давление на судей, которые
принимают решения, не нравящиеся, скажем, прокуратуре»,— сказал
правозащитник.
Важно отметить, что при оценке судебной реформы, осуществленной
весной-летом 2010 г. под эгидой новоизбранного президента Виктора
Януковича, не стоит забывать о справедливости. То, что президентской
юридической команде безусловно удалось сделать, — это создать реальные
механизмы для привлечения к ответственности судей любого уровня.
А ведь за долгие годы в Украине уже сложилась чуть ли не традиция,
что судью крайне тяжело лишить мантии — что бы он ни делал при
отправлении правосудия. Есть смысл предположить, что в том числе и на
благодатной почве безнаказанности служителей Фемиды в Украине
стремительно начало процветать рейдерство. Излишне напоминать, что чуть
ли не главной ударной силой в любом силовом отъеме собственности служили
именно судебные решения самых разных судов. А как не вспомнить о том,
как судьи из местных судов в самых разных уголках страны останавливали
указы президента, а также акты прочих центральных органов власти в
Украине.
И при этом можно вспомнить и о статистике, сколько судей покидало
судебную систему по причине, скажем, нарушения судейской присяги. А
статистика весьма иллюстративная: при всей противоречивости работы судов
и судей — не более нескольких человек в год.
В этой связи, естественно, нельзя умалять заслуг нынешней власти,
которая впервые за долгие годы смогла создать процедуры, позволившие
реально привлекать судей к ответственности. Напомним, что уже в 2010 г.
за нарушение присяги были уволены не только судьи из местных и
апелляционных судов, но и даже из Верховного суда.
Но проблемный момент состоит в другом — для чего именно регионалы
предпринимали такого рода реформаторские шаги? Для чего именно члены ВСЮ
впервые за всю историю существования данного органа получили в свои
руки мощнейшие рычаги влияния на карьерную и профессиональную судьбу
любого судьи в Украине? Причем с применением этих рычагов ежесекундно
должны считаться все без исключения служители Фемиды.
Одно дело, если бы при реформировании судебной системы регионалы
ставили бы во главу угла интересы миллионов украинских граждан,
нуждающихся в как можно более независимом и справедливом правосудии.
Правда, в этом случае было бы намного логичнее усилить ответственность
судей перед теми общинами, на которые распространяется власть этих самых
судей.
Но совсем другое дело, если нынешняя власть, беря в свои руки полный
контроль за карьерными успехами любого судьи в стране, преследовала
прежде всего исключительно свои собственные интересы. Более того,
намеревалась извлечь из этих процессов самые разнообразные выгоды.
В любом случае, вряд ли сегодня стоит ставить под сомнение тот факт,
что юридическая команда президента Виктора Януковича извлекла серьезные
выгоды из судебной реформы — как для себя, так и для своей политической
силы. По крайней мере, сегодня сложно найти хотя бы одного судью,
который бы не отдавал себе отчет, чье мнение он безоговорочно должен
учитывать в своей работе в нынешних политических условиях. Зато выгоды,
которые получили миллионы украинских граждан от реформаторских шагов
нынешней власти, — кажется, до сих пор весьма проблематичный вопрос.
Андрей УМАНЕЦ